Активный интерес к велоспорту наблюдался во многих крупных городах Российской империи, особенно в столицах, где появились первые любительские организации велосипедистов, рассказывает Управление архивами Свердловской области.
По официальным данным, первый велосипед появился в Екатеринбурге в 1868 году. Тогда Юлий Раунер, сын главного лесничего уральских лесов, заказал на Верх-Исетском заводе транспорт с педалями и на двух колесах. Но есть упоминания, что по улицам Екатеринбурга еще в 1840- х годах на самодельном велосипеде ездил некий рабочий Монетного двора.
В 1886 году в Екатеринбурге появилось Общество велосипедистов-любителей (позже стало называться Екатеринбургское общество велосипедистов и любителей и физического развития).
Основателем и почетным членом клуба были небезызвестные купцы Агафуровы.
2 августа 1887 году проводились первые в истории города велосипедные гонки, в которых приняло участие 11 велосипедистов. Но для регулярных тренировок и проведения соревнования в городе не было специализированной площадки, стадиона. 3 сентября 1900 года на месте современного центрального стадиона был торжественно открыт новый стадион-велодром.
К участию в велосипедных прогулках привлекались и женщины, что в то время было революционным шагом. В обычных платьях езда была чревата травмами, что повлекло за собой изменения в одежде, в моду вошли различные женские костюмы, шаровары, свободная одежда.
До революции в России, а также в СССР до определенного времени у велосипедов были регистрационные номера. Первые номерные знаки для велосипедистов в России были учреждены в 1896 году в Петербурге, одновременно с опубликованием указа градоначальника о разрешении езды на велосипеде по улицам города. По этим выдаваемым знакам можно было подсчитать количество велосипедов у населения.
Например, в 1923 году в городе Екатеринбурге было зарегистрировано 771 велосипеда «из них 3 шт. дамских». «Выдача номерных знаков на велосипеды в городе Екатеринбурге передано в Налоговый подотдел Губфинотдела где в квитанциях помечается только фамилия владельца без адреса».
После войны, в 1946 году в Свердловске был открыт велосипедный завод, который проработал до 1959 года. Изначально это была гончарная фабрика, открытая в 1846 году. Во время Великой Отечественной войны здесь производили военную продукцию, а в 1948 году стали производить велосипеды — официальное название «Свердловский велосипедный завод».
Именно здесь в 1949 разработали и запустили в серию советский велосипед для подростков. В 1959 году произошла очередная реорганизация и предприятие стало «Свердловским заводом радиоаппаратуры».
До сих пор интерес к велосипедному спорту не угасает среди горожан, а наоборот возрастает. Велосипед — отличное компактное средство передвижения, и город активно развивает инфраструктуру для развития велосипедного спорта .