13 февраля 1867 года завершилось громкое уголовное дело о секте скопцов. Решением Пензенской уголовной палаты группа из 11 крестьян с.Ахлебиновки Пензенского уезда была признана виновной в «распространении раскола, сопровождавшегося насильственными действиями со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь» и приговорена к 15 годам каторги и ссылке в Сибирь. Главная изюминка уголовного дела – лишение жертв половых органов (оскопление).
Была когда-то в середине 19 века такая мистическая секта «духовных христиан» как скопцы. Они свято верили, что, лишив себя и новых адептов (не всегда добровольных) половых органов, точно смогут попасть в рай. Бурную деятельность скопцы развернули как раз в Пензенской губернии.
В 1864 году в Пензенское уездное Полицейское Управление добровольно явился некто Козьма Бацукин, в прошлом рядовой Житомирского полка. Дежурному бывший солдат сразу заявил, что хочет написать чистосердечное признание.
По его словам, он был коварством и обманом втянут в ересь скопцов и лично совершал «многократные оскопления» граждан в разных регионах страны, в т.ч. и в нашей губернии. Бацукин даже назвал имена и фамилии некоторых своих жертв, которые позже на очной ставке опознали его. В итоге, закрутилось дело, вылившееся в целую эпопею.
Во время следствия оказалось, что первые скопцы тайно самоорганизовались в губернии ещё в 1860 году (самой секте уже тогда насчитывалось почти 100 лет) на территории с.Оленевка Пензенского уезда. Лидером секты была мещанка Анастасия Новикова, имевшая беспрекословный авторитет в среде своих адептов. Скопцы почитали её за Богородицу и каждое слово своей покровительницы воспринимали как приказ. Разношёрстная группа из крестьян, мещан и солдат запаса была глубоко законспирирована, имела отдельную молельню, но в местном храме вела себя как самые богобоязненные христиане и ничем подозрительным не отличались.
Поскольку сами скопцы не имели физиологических возможностей размножаться, а женщины не могли вскормить детей (им отрезали груди), то главной задачей являлось привлечение в секту новых адептов. Всего по их догмату требовалось 144 тыс. человек. Согласно учению, как только соберётся это число, мигом наступит страшный суд, а вслед за ним все праведные окажутся в раю. Верование это основывалось на Апокалипсисе, где говорится об Агнце, стоящем на горе Сионской в окружении 144 тыс. избранных.
Для привлечения людей использовали разные способы: кого-то умело обрабатывали, за бедных платили долги (об условиях возврата денег должник с ужасом узнавал позже), в секту привлекали даже детей. Согласно только официальной статистике, за период с 1805 по 1871 год было оскоплено в Пензенской и ближайших губерниях детей от 5 до 10 лет – 19 мальчиков и 13 девочек; от 10 до 15 лет – 83 мальчика и 32 девочки; от 15 до 20 лет – 173 юноши и 111 девушек.
Впрочем, бывали и добровольцы. Правда, о своей принадлежности к скопцам и добровольной ампутации половых органов полиции сочиняли всякие отговорки и небылицы ибо за еретические учения в ту пору предусматривалось наказание вплоть до уголовной ответственности. Например, крестьянин с.Ахлебиновки Матвей Новиков стражам правопорядка заявил: «Назад тому три года я был на пчельнике. Поднялась сильная буря и снесла меня в овраг вместе с камнями, которые, наверное, и оторвали у меня уд, но как – я этого не помню». Или вот такой опус подозреваемого Кудрявцева: «Случилось чтение Библии, при котором все семейные лишились чувств и, придя в себя на второй день, почувствовали боль от оскопления, произведенного, вероятно, незнакомым человеком, читавшим Библию, который в это время исчез».
Стоит заметить, что наивысшим достижением у мужчин считалась «полная царская печать» — ампутация не только мошонки, но и самого органа. Для подобной операции зачастую привлекались опытные мастера-самоучки, как например, всё тот же рядовой Козьма Бацукин. Рана прижигалась калёным железом и полностью затягивалась через 3-4 недели.
В конечном итоге, причастные к оскоплению скопцы оказались на скамье подсудимых. Но, отправить всех в места не столь отдалённые, не удалось. На «Богородицу» Анастасию Новикову собрать полную доказательную базу не получилось, сама она не имела признаков оскопления и вину свою категорически отрицала. Суд Новикову оправдал.
P.S.: по разным данным последние сведения о деятельности скопцов фиксируются в 1970-х. Остатки древней секты ещё продолжали действовать на Кавказе.
Источники:
ГАПО. Ф. 5.
ПЕВ. 1877. № 4.
ПЕВ. 1889. № 17.
Плоткин В.А. Старорусская секта скопцов в Пензенской губернии конца XIX-начала ХХ века, 2011
Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882