С чего начиналась гражданская авиация на Севере

Памятник авиаторам Севера Архангельск Советская техника

Ежегодно 7 декабря, в день учреждения Международной организации гражданской авиации, отмечается Международный день гражданской авиации. Впервые праздник отметили в 1994 г. в честь 50-летия подписания Международной конвенции о гражданской авиации (1944), и спустя 2 года праздничную дату установила Генеральная Ассамблея ООН.

Памятник авиаторам Севера Архангельск
Скульптурная композиция, посвященная авиаторам Севера, работы скульптора С. Сюхина. Расположена на Набережной Северной Двины на перекрестке с ул. Попова в Архангельске Прообразом для скульптуры стал летчик первой категории К.Е. Дедущенко, совершивший первый гражданский рейс из Архангельска в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В нашей стране День работника гражданской авиации, приуроченный к дате возникновения воздушного флота, празднуется 9 февраля.

9 февраля 1923 г. Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации», согласно которому в стране появился воздушный флот, осуществляющий перевозку пассажиров, почты и разного рода грузов. Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 км.

А с чего начиналась гражданская авиация на Севере? Читаем отрывок из воспоминаний ветерана авиации, краеведа, основателя народного музея авиации Севера, журналиста Гавриила Владимировича Личкова «Крылья окрепли в полете». Машинописный документ находится в личном фонде Г.В. Личкова (Ф. р-1933, Государственный архив Архангельской области).

Крылья окрепли в полете Гавриил Личков
Воспоминания Г.В. Личкова о зарождении гражданской авиации на Севере (ГААО. Ф. р-1933. Оп. 1. Д. 1. Л. 1)

«В годы первых пятилеток происходило становление гражданской авиации на Севере. Совет труда и обороны республики, по инициативе Владимира Ильича Ленина, принял 19 октября 1923 г. развернутый план сети авиалинии страны. Север явился одним из важных баз в развитии воздушных трасс страны… В 1920-х гг. единственными путями сообщения на Севере служили в основном оленьи тропы, неотмеченные зачастую ни на каких картах. Особую важную роль в экономике Севера играл бассейн реки Печоры и богатый мезенский лесной район…

22 декабря 1928 г. состоялось постановление Центрального правления общества «Добролет» о выделении средств на изыскание воздушных линий Севера. Вскоре из Москвы прибыли в Архангельск представители «Добролета». Специальную экспедицию по трассе Архангельск — Усть-Сысокин (так в документе) возглавил ведущий инженер Ткаченко. Несколько позднее велись изыскательские работы по линии Архангельск — Усть-Цильма — Ижма — Усть-Сысольск. На освоение первых воздушных магистралей «Добролет» направил лучшие кадры пилотов.

В Архангельске собрались летчики, не раз проявившие находчивость, мужество и хладнокровие при обслуживании Беломорской экспедиции: Михаил Сергеевич Бабушкин, Апполинарий Иванович Томашевский, Борис Григорьевич Чухновский. В столице Севкрая 11 ноября 1929 г. учреждается представительство «Добролет» и 2 ноября того же года (так в документе) приступило к работе управление воздушной линии Архангельск — Усть-Сысольск. Начальником первой северной линии назначен опытный морской летчик коммунист Иван Ильич Буняев.

В Архангельске создавалась аэростанция первого класса (так в то время назывался аэропорт). Посадочная площадка была небольшой. Маломощная радиостанция. В дощатом сарае маслогрейка и склад с запчастями. В землянке — несколько бочек горюче-смазочных материалов. Ветхий домик служил аэровокзалом. Три лошади с упряжкой — вот и все авиационное хозяйство. В осеннюю и весеннюю распутицу на аэродроме была непролазная грязь. Пассажиров на посадку доставлял извозчик, состоящий в штате аэростанции. Первым начальником воздушной станции был старейший летчик архангелогородец Дмитрий Михайлович Вершинский…

Первая воздушная линия в городе на Двине начала работать 4 февраля 1930 г. В этот день самолет «Добролет» с бортовым номером 191 под управлением летчика первой категории Константина Евсеевича Дедущенко и бортмеханика Николая Акимовича Орлова поднялся в ледового аэродрома (напротив Архангельского яхт-клуба) и успешно совершил рейс по маршруту Архангельск — Сыктывкар. Были отправлены первые пассажиры — делегация Коми области после закончившейся сессии крайисполкома. Самолет развивал скорость 160 км в час.

Приборов на нем установлено немногим больше, чем на автомашине. Полет по трассе протяженностью 930 км с посадками в Березнике и Котласе до столицы Коми области длился почти 7 часов. Нынче этот путь стал короче. «ЯК-40» доставляет пассажиров за 85 минут…
Самолетный парк воздушной станции состоял из двух машин «Дорнье-Комета-2» и одного 4-местного «К-4». Самолеты летали вдоль северных рек Двины, Мезени, Печоры, Сысолы. Они использовались главным образом для перевозки почты, пушнины и семги…

1 января 1931 г. Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота создает в Архангельске Управление воздушных линий Севкрая. Красный военлет Михаил Дмитриевич Вековешников стал первым его начальником. Вскоре открылась новая воздушная линия Архангельск — Онега — Архангельск. Началось почтово-воздушное сообщение по трассе Архангельск — Москва — Архангельск. С 5 января 1932 г. открыты первые полеты по новому маршруту Архангельск — Усть-Цильма — Архангельск…

Особенно большую роль сыграла авиация в организации воздушного сообщения в Ненецком автономном округе. Самолет мог стать в ту пору единственным видом транспорта, связывающим столицу Большеземельской и Малоземельской тундры с Большой землей. В ноябре 1933 г. голубые просторы над Нарьян-Маром встревожил незнакомый гул. Сделав несколько кругов, пилот Иван Васильевич Михеев на самолете «Сталь-2″ приземлился на льду Печоры, где была подготовлена ровная площадка. Встречать первый аэроплан сбежались все жители города…» (ГААО. Ф. р-1933. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-4).

50-летие гражданской авиации Архангельской области
Президиум торжественного собрания, посвященного празднованию 50-летия гражданской авиации Архангельской области. Выступает секретарь обкома КПСС Борис Вениаминович Попов. 1979 г., Архангельск (автор съемки неизвестен)
В залах народного музея истории авиации Севера. 1991 г., Архангельск (автор съемки В. Гайкин)
В залах народного музея истории авиации Севера. 1991 г., Архангельск (автор съемки В. Гайкин)
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Документальная история
Добавить комментарий