Первый материал на эту тему можно прочитать здесь. Если дом предстояло строить в совершенно другом селении, то коми-пермяк обращался за помощью к знахарю, чтобы тот выбрал место под избу.
К назначенному дню знахарь приказывал хозяину испечь три небольшие круглой формы ржаные булки хлеба, а также достать небольшое медное распятие. Последний пункт должен был быть исполнен, если не оговаривалось, что знахарь использует своё распятие. Когда приходил срок, знахарь являлся рано утром к «клиенту». Если он приносил своё распятие, то ставил его на божницу и далее садился на лавку отдохнуть. Через некоторое время по его велению хозяйка стелила на стол скатерть, приносила обычный хлеб, соль и три специальных «гадальных» булки хлеба. Хозяин зажигал перед иконами свечу. Помолившись Богу, знахарь просил у хозяев небольшой льняной мешок, брал со стола три специальных хлеба, с божницы забирал распятие, клал всё в мешок и отправлялся с мужиком пешком или на лошадях в то селение, где предполагалось начинать строительство.
На месте знахарь спрашивал, где бы хозяин хотел поставить новую избу. Тот указывал на примерное место. После этого знахарь готовил три больших кола (символизируют Троицу) и расставлял по территории указанного места. Начиналось гадание. Знахарь подходил к первому колу и говорил вслух молитву «Господи Иисусе Христе» и шёпотом наговаривал заговоры, а в заключение ‒ завет: «[…] если место хорошо, счастливо для хозяина, то распятие и хлебы падите лицом кверху», и при этом вытряхивал их из мешка через левое плечо назад за спину. Так повторялось три раза. Если каждый раз распятие и хлебы падали по завету, то знахарь объявлял хозяину, что место, где стоит кол, пригодно для строительства дома. В противном случае вся операция повторялась со вторым и третьим колом. Если случалось так, что у всех трёх колов распятие и хлеба падали не по завету, то предпочтение отдавалось тому месту, где падение распятия и хлебов наиболее было близко к завету. В случае полного провала гадания знахарь переставлял колья на указанной хозяином территории, но уже в новые места, и в прежнем порядке возобновлял гадание у каждого кола, если это требовалось. Чем быстрее определялось конкретное место под дом, тем счастливее признавалось это место.
Ещё один способ определить, где можно ставить новый дом, также имел применение в том случае, если нужно было строиться в новом селении. Пермяк делал три маленькие коробки из бересты и расставлял их на ночь на разных частях пространства, где ему хотелось бы построить дом. При расстановке он завещал: «Если под коробкой место счастливо, то мураши /муравьи/ пусть наносят в ту коробку для своего гнезда сор». На другой или на третий день по утру хозяин осматривал коробки. Место, где коробка содержала сор, избиралось под дом. Если в двух или во всех трёх коробках оказывался сор, то выбиралось то место, где коробка содержала наибольшее количество мусора. Если все три коробки были пустыми, это принималось как верный знак, что все три месте не принесут счастья. Тогда коми-пермяк уничтожал эти коробки, делал новые и повторял операции до достижения положительного результата. Определившись с местом, хозяин приводил ворожею или знахаря к себе, угощал вином, разными кушаньями. После угощения дарил несколько медных монет и провожал домой.
Источники и литература:
1) Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков; стереотипное издание. ‒ Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008 / КПОГА. СИФ. 749. С.64‒67