Мы уже начали рассказ о зимней одежде и обуви коми-пермяков в старину. И если в первом материале речь шла об одежде, то во втором — о зимней обуви и утеплении головы.
Утепление ног, рук, головы
Штаны
Зимой, чтобы не застудить нижнюю часть тела, мужик-коми-пермяк надевал специальные плотные штаны из чёрного домашнего сукна. Женщины же попросту надевали побольше одежды (рубаха+дубас+запон и др.). Многослойность такого набора хорошо спасала от холода.
Чулки и скуты
Прежде чем обуться, коми-пермяк надевал чулки (черӧс), сшитые из домашнего чёрного или синего сукна. Поверх чулок в сильные морозы или в дорогу от пальцев до колен наматывали скуты ‒ суконные полосы длиною от 1 до 2 аршин (≈ 0,7‒1,4 м) и шириной 3 четверти. Сукно на скуты использовали обычно домашнего производства или покупное (вятское), белого цвета.
Лапти и бродни
Вместо обычных лаптей (нинкӧм) надевали их зимний вариант. Зимние лапти делались с холщёвыми или суконными опушнями и с продетыми в них красными суконными поясками. Этими поясками лапоть привязывался к ноге. Плюс зимний вариант при прочих равных мог быть на несколько размеров больше летнего. Это делалось для того, чтобы можно было намотать скуты на ногу слоем потолще.
В избе и во дворе вместо лаптей носили бродни. По форме они были сходны с лаптями, но плелись из одного береста на косые колодки.
Сапоги
В праздники и по важным случаям коми-пермяки обувались в сапоги. Правда, по большей части это могли себе позволить зажиточные крестьяне. Сапоги покупались на базаре или шились дома. Как пишет Рогов, пермяки-крестьяне не знали сапожного дела, но это умели делать те мужики, кто бывал в солдатах. Домашние сапоги шились всегда широкими, просторными, с каблуками, подбитыми гвоздями, или железными бляхами (мини-поковами). Пермяк, особенно молодой, на праздниках, на свадебных гуляниях, на святочных играх очень любит, если каблуки его сильно стучат. Точно тем же отличались девушки.
Коты
Более доступными были коты ‒ обувь из грубой кожи в виде глубоких туфель с круглыми носками, высоким жёстким задником и такими же бортами. Подошва их могла быть как высокой, так и низкой ‒ в зависимости от того, кто их делал, и для какого сезона они предназначались. Сверху, по краю, коты обшивались сукном. Зимний вариант хорошо утепляли мехом.
Пимы (валенки)
Пимы были обувью не каждодневной. Их носили в дороге и на дальних домашних работах. Форма их была точно такой же, как и в наши дни. Их делали пермяки-ремесленники из белой или чёрной овечьей шерсти.
Русская шапка
На голове зимой в XVIII ‒ XIX вв. коми-пермяки носили русские шапки домашнего производства или покупные. У покупной верх был сделан из чёрного плиса, окол ‒ из чёрной или белой мерлушки, внутренняя часть ‒ из овчины или телячьей шкуры. У домашней шапки верх был сделан из суконных лоскутьев или из синего холста, окол ‒ из чёрной, внутренняя часть ‒ из белой овчины. Покупные шапки были более качественными и визуально выглядели оприятнее, поэтому их берегли и больше надевали по праздникам. Например, на Пасху.
Малахай
В дальних поездках могла использоваться другая шапка ‒ малахай (пеляшапка, аналог «ушанки»). У неё были большие шубные наушники, которые в мороз опускались на уши.
Платок и ширинка
В шапке/малахае у мужиков нередко находился платок или ширинка. Платок (чишьян), ширинка ‒ украшенные узором холстины. Платок имел примерные размеры 1 на 2/4 аршина; ширинка ‒ 1,3 на 2/4 аршина. В зимнюю пору в шапке пермяк мог носить также бумажный платок. В сильный холод им подвязывалась шея.
Женщины вместо шапок носили платки. При выходе из дома в церковь, в гости, в поле, на работу, пермячки замужние всегда повязывали голову холщёвым платком домашнего производства или платком бумажным (покупным). Домашний платок ‒ белая волоконная холстина квадратной формы, с размером стороны от 1 до 1,5 аршин. Бумажный платок был всегда красным, стоил недорого. В глухих деревнях такие платки были редки.
Дома в зимнее время, когда выходили на улицу по хозяйственной нужде, женщины вместо платка повязывали голову обносками старого дубаса или другим тряпьём.
Шаль
Девицы-невесты и жёны зажиточных крестьян носили на шее или поверх обычного платка шерстяную шаль красного или жёлтого цвета.
Полотенце
Женщины преклонного возраста вместо платка или шали на голове носили полотенца с узорчатыми концами, завязывая их так же, как платки.
Рукавицы и шубницы
Кисти рук от холода спасали рукавицы и шубницы. Их покупали или шили дома. Первые делались из лошадиной шкуры или овчины. Покупные шубницы изготавливались в позапрошлом веке из польских баранов, домашние ‒ из местной овчины. В обоих случаях шерстью внутрь. Домашние шубницы сверху покрывали синим холстом или чёрным сукном, а снизу, где ладонь, ‒ кожей. Рукавицы носили в обычные и праздничные дни, в том числе летом. Шубницы носили только зимой, но Рогов подмечает, что некоторые коми-пермячки, чтобы «щегольнуть» и «помодничать» могли надеть шубницы даже летом.
Исподни (испотки) и перчатки
В праздники женщины-пермячки могли носить на руках также исподни (испотки) и перчатки домашнего изготовления. Они вязались из белой и чёрной овечьей шерсти.
Источники и литература:
1) Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков; стереотипное издание. ‒ Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008 / КПОГА. СИФ. 749. С.97‒109;
2) Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. ‒ Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013 / КПОГА. СИФ.1146/к. С.33‒39.