Зимы раньше были намного суровее, чем в наши дни. Это закономерно отражалось на том, как одевался человек, какое жилище себе строил. Его хозяйственная деятельность также вносила свои коррективы: нужно было в стужу ходить во двор, в поле, в лес, на реку. Обслуживание домашнего хозяйства, заготовка дров, стройматериала, охота, сбор чего-нибудь в зимних условиях ‒ всё это с течением времени сформировало зимний комплект одежды и аксессуаров. Каждый народ нашей многонациональной страны может похвастаться своим уникальным подобным комплектом. Есть он и у коми-пермяков.
Для начала нужно оговориться, что зимняя верхняя одежда и мужчин, и женщин была большей частью одинаковой. Изготовляли её в домашних условиях или доставали на базаре. Материал был также или домашним или фабричным.
Приведённые данные описывают одежду коми-пермяков периода XVIII ‒ начала XX веков.
Полушубок
Как пишет Николай Рогов в своих этнографических работах, обыкновенная зимняя одежда пермяка ‒ овчинный косоворотый, редко глуховоротый полушубок, застёгиваемый на 3‒4 медные или оловянные шарообразные пуговицы, сзади приталенный, чаще без отреза и складок. Длину полушубок имел ниже колена, пальца на 2‒4. Бывали полушубки и длиннее. В таких случаях они могли заменить полноценную шубу. Короткие полушубки иногда покрывали синим холстом.
Полушубок носили постоянно в обычные дни, на работе. В праздничные дни или в дороге поверх полушубка надевали шабур (плотный халат, подвид кафтана), зипун или бешмет (тоже что-то вроде халата, об этих видах одежды ниже). По полушубку всегда опоясывались.
Шуба
Шубы у пермяков встречались редко. Если имелось такое добро в хозяйстве, то это была полноценная хорошо оберегаемая, роскошная вещь из овчины самого большого доступного размера. Покроем шуба схожа с тулупом, но отличалась тем, что была всегда без воротника и ничем сверху не покрывалась. Её не опоясывали, почти никогда сверху не надевали зипун или бешмет, как это бывало с полушубком. В шубе пермяк обычно щеголял на больших праздниках и свадьбах. Старую изношенную шубу не выкидывала, а перешивали в полушубок.
Бешмет
Обрусевшие пермяки зимой (и летом тоже) в праздники и особые дни могли носить бешмет. Бешмет похож на халат. Шился из чёрного или синего фабричного дешёвого сукна на холщёвой подкладке. Зимой он надевался, как уже было сказано ранее, поверх полушубка, реже шубы. Бешмет всегда опоясывали.
Зипун
Бешмет среди коми-пермяков считался также роскошью, доступной не всем. Поэтому обычные мужики со средним и маленьким достатком заменяли его зипуном. Это тоже своего рода халат. Он всегда изготовлялся из самодельного коми-пермяцкого сукна тоже чёрного или синего цвета, на холщёвой в верхней части и в рукавах подкладке, с обшлагами из чёрной выростковой кожи на рукавах. Зипун синего цвета могли также называть среди пермяков кафтаном. Его почитали больше, чем чёрный зипун. Зимой его тоже надевали поверх полушубка.
Подол зипуна был обычно сильно короче полушубка и тем более шубы, поэтому коми-пермяк одетый в полный комплект «полушубок/шуба + зипун» выглядел весьма нелепо и комично. Вообще, надо сказать, зимняя повседневная одежда пермяков была на удивление не очень практична: характеризовалась малой длиной и косым, полым воротом, достаточно плохо прикрывающим и грудь, и шею.
Тяжелко
Сильно поношенный зипун превращался со временем в тяжелко. Он обшивался сверху по пояс или ниже (его как бы «отяжеляли») белым или синим холстом. Такую одежду носили обычно в рабочее время. Бедняки могли носить тяжелко постоянно и круглый год. Этим визуально они сразу отличались в толпе он крестьян зажиточных.
Запон
С целью предохранения одежды от грязи и механических воздействий в рабочее время коми-пермяки поверх зипуна, полушубка надевал так называемый запон. Это специальный нагрудник, своего рода рубашка, с рукавами, с прорехой и завязками у ворота или с круглой дырой для головы. Отличался от настоящей рубашки тем, что все его части шились значительно более широкими и объёмными. Спереди запон был до колена, сзади ‒ до пояса. Запон шился из толстого конопляного белого холста.
Источники и литература:
1) Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков; стереотипное издание. ‒ Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008 / КПОГА. СИФ. 749. С.97‒109;
2) Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. ‒ Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013 / КПОГА. СИФ.1146/к. С.33‒39.
Возможно, вас также заинтересует: