Как строили свои традиционные жилища коми-пермяки, рассказывает Коми-Пермяцкий окружной государственный архив.
Коми-пермяк, как известно, в старину (да и в наши дни порой тоже) отличался весьма замысловатым и даже «заковыристым» отношением буквально ко всему. Всё у него было не просто так — переплетено суевериями, знаками. Всё у него совершается с двойным или даже тройным смыслом. Если угощают в гостях ‒ откажется три раза и только на четвёртый согласится. Идёт за грибами в лес, то обязательно дар Лесному дядьке на пеньке сделает, заклинание на удачу прошепчет. Если задумает строиться, то и здесь всё не так гладко, как представляется. Об особенностях постройки избы и хотелось бы поговорить.
Как писал Николай Рогов в своих «Материалах для описания быта пермяков», решившись строить, пермяк начинал это дело «ронкой» леса на избу. Перед этим он проводил домашний совет, где все сознательные члены семьи вместе избирали будущий день для «зарона». В назначенный день пермяк вставал и задавал себе вопрос: «Можно ли идти делать «зарон» и будет ли он удачным?». После этого он шёл осматривать своё хозяйство. Если осмотр показывал, что в этот день не было убыли среди домашних животных, то вопрос решался положительно. Если же оказывалось, что кто-то помер, то суеверный коми-пермяк откладывал начало заготовки леса. Это важное дело могло быть перенесено вплоть до следующего года.
В положительном случае хозяин вместе с мужиками из числа членов семьи или с нанятыми помощниками шёл в лес. Рогов в своей книге отмечал, что «Пермяцкий «зарон» ‒ своего рода гадание, вопрошение судьбы. Делать «зарон» значит срубить несколько деревьев на избу, с целью определить по ним, пришла ли счастливая пора строиться. Пермяк утверждается в мысли строиться неотложно, если у первых трёх срубленных деревьев во время падения не обломится вершина. Перестаёт думать об этом, если вершина отломится даже у одного дерева. Ещё сильнее убеждается в необходимости отсрочить постройку, когда отломившаяся вершина упадёт на дерево по направлению к комлю. В удачном зароне пермяк видит несомненный признак, что постройка может быть произведена успешно. Неудачный зарон служит, по его мнению, верным предвозвестником, что во время постройки встретятся важные препятствия».
После удачного «зарона», через дня 2-3, мужик рубит остальное нужное количество деревьев для брёвен. Делает это он не один. Тут обязательно нужно кого-то позвать помогать: соседей, друзей, родственников. Работников нужно накормить за труд самой лучшей едой, которая есть в наличии. Эта работа делается либо в начале июня, когда лес в соку, или осенью, после уборки урожая. По первому снегу пермяк вывозил нарубленные деревья из леса к месту постройки. В марте следующего года делался сруб. Порог и матица обязательно делались на нечётном числе рядов, считая снизу. Порог делался на 7 и 9, а матица ‒ на 17 и 19.
По готовке сруба избиралось место под дом. Определялось, где быть переднему углу избы. Делался оклад, «обложка» избы. Выбор самого места производился трояко. Если строить предполагалось в том же селении, где находился старый дом, то по просьбе хозяина ворожея или знахарь определяли с помощью карт, быть ли дому на месте старого или рядом, в какой стороне и насколько далеко. Ворожея гадала на картах до трёх раз. Причём одна из карт символизировала старый дом, а ещё одна ‒ новый дом. В зависимости от положений и порядка карт относительно друг друга, делалась корректировка в конкретное местоположение дома.
Источники и литература:
1) Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков; стереотипное издание. ‒ Пермь. Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2008 / КПОГА. СИФ. 749. С.62‒65
Фото:
Изба Кудымова из д. Яшкино Юсьвинского района.XIX в.
Пермский район, АЭМ «Хохловка»
Изба построена в первой половине XIX в. в д. Яшкино. В 1857 г. перевезена на другое усадебное место, к избе был прирублен сруб с сенями. Первоначально изба была курной (изба, которая отапливалась без трубы, в связи с чем в верхней части стены — горизонтальные окна).
В 1986 г. изба была перевезена без разборки в Коми-Пермяцкий сектор (Сектор «Северо-западное Прикамье») архитектурно-этнографического музея «Хохловка» и вошла в состав усадьбы середняка-земледельца. Реставрирована в 1988-1989 гг. Авторы проекта реставрации: архитекторы Кацко Г.Л., Муксимов Т.К. (1974-1975 гг.), Побоженко В.А. (1988-1989 гг.).