Надежда Крупская: первый доктор педагогических наук СССР

Н.К. Крупская педагог Личность в истории

К 155-летию Надежды Константиновны Крупской.

26 февраля 1869 г. в Санкт-Петербурге появилась на свет Надежда Константиновна Крупская. В массовой культуре нашей страны сложился ее образ как «удобной» спутницы В.И. Ленина, которая всегда находилась рядом с ним, но как будто в его тени.

К 155-летию Надежды Константиновны  Крупской

Формированию такого представления способствовал тот факт, что Крупская, будучи фактическим секретарем Ленина (а также газет «Искра», «Вперёд», с 1906 г. – секретарем ЦК партии), взяла на себя всю рутинную работу, переписку, шифрование и дешифровку корреспонденции и сохранила для нас ленинский архив. За время эмиграции Крупская написала и разослала около 30 тысяч писем; ей нужно было помнить все псевдонимы, шифры и пути распространения нелегальной литературы. Эта важная «теневая» роль, требовавшая больших сил, самоотдачи и кропотливого труда, к сожалению, заслонила от нас другой образ Крупской – образ педагога-новатора и организатора культуры.

Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. Ее усилиями были спланированы и реализованы широкие и результативные просветительские кампании (знаменитый «ликбез», «культпоход» и «библиотечный поход»), организовано библиотечное дело, включая создание сети изб-читален, создана структура детских садов и основана пионерская организация.

В 1970-е гг. ЮНЕСКО учредило премию имени Н.К. Крупской за особые заслуги в области распространения грамотности. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится личный фонд Н.К. Крупской (Ф. 12). Большой комплекс его документов позволяет всесторонне рассмотреть вклад Н. Крупской в образование и культурное строительство первых лет советской власти.

Статья Н.К. Крупской «Юные пионеры». 1923 г
Статья Н.К. Крупской «Юные пионеры». 1923 г. Подлинник.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 273. Л. 2–4.

Делом всей ее жизни было создание новой революционной педагогической системы. Крупская руководила внешкольным отделом Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) РСФСР, занимавшимся обучением взрослого населения, с 1920 г. возглавляла Главный политико-просветительный комитет Наркомпроса РСФСР (Главполитпросвет), в ведении которого находились библиотеки, избы-читальни, клубы и школы для взрослых.

Еще до революции Крупская имела практический опыт в педагогике. С 1891 г. и до своего ареста в 1896 г. она преподавала географию, историю, математику и литературу в «смоленских классах» для рабочих: мужской вечерней воскресной школе в селе Смоленском в пригороде Петербурга. Среди ее учеников был будущий агент газеты «Искра» рабочий Иван Бабушкин. Позже он писал в воспоминаниях: «Придя в школу и садясь за парту, с каким-то особым чувством ожидали учительницу, прибытие которой вызывало трудно передаваемую радость».

С 1908 г. Крупская регулярно публикует статьи по педагогической проблематике. В 1911 г. в ленинской партийной школе в Лонжюмо преподавала редактирование и шифрование.

Также Крупская была главным партийным теоретиком в сфере образования. В 1915 г. она написала программный текст о развитии педагогической теории «Народное образование и демократия». Сама автор замечала потом, что «ради цензуры» книга написана «несколько рыбьим языком», и правильным названием было бы «Народное образование и Рабочий класс». В этой работе представлена эволюция педагогических идей как последовательное движение в направлении создания трудовой школы. В РГАСПИ хранятся подготовительные материалы для работы над этой книгой: конспекты и выписки Крупской из Маркса, Энгельса, Руссо, Песталоцци, Дьюи и других теоретиков педагогической мысли, а также из критической и аналитической литературы об этих авторах, выписки из французских и немецких педагогических журналов (Ф. 12. Оп. 1. Д. 63-67). За заслуги перед отечественным образованием в 1936 г. Крупская стала первым в СССР доктором педагогических наук. В своей статье к ее 60-летнему юбилею историк М.Н. Покровский назвал Крупскую «единственным марксистским педагогом на весь Коминтерн».

После октября 1917 г. главными ее идеями стали создание трудовой школы и концепция «политехнизма» в образовании, то есть знакомство обучающихся «в теории и на практике со всеми главными отраслями производства», в том числе обучение сельскохозяйственному и «художественно-ремесленному» труду.

В текстах Крупской прослеживается удивительная актуальность ее педагогического языка: она пишет про «практико-ориентированный подход в обучении», «исследовательский метод», «проектный метод» (упор делался не на индивидуальные, а на коллективные проекты, вариантом реализации которых был «бригадно-лабораторный метод»). Школа должна стать «свободной», без казарменной дисциплины, без диктата оценок, и тогда на первый план выйдет самостоятельная работа обучающегося, учитель видится не как транслирующий готовое знание авторитет, а как наставник, который направляет и подсказывает. Фактически Крупская предлагала к внедрению в школе популярную сегодня модель «перевернутого класса», не используя сам этот термин, появившийся только в 2000-е гг.: учитель не должен давать знание в готовом виде, ученик сам предварительно изучает учебный материал с последующим его разбором на занятии.

Первая страница анкетного листа Орготдела ВЦИК по Всероссийскому учету квалифицированных советских работников РСФСР Н.К. Крупской.
Первая страница анкетного листа Орготдела ВЦИК по Всероссийскому учету квалифицированных советских работников РСФСР Н.К. Крупской. 2 мая 1923 г. Подлинник.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 16. Л. 8.

Еще одной крайне актуальной и сегодня идеей Крупской было обучение в течение всей жизни (то, что в современной педагогике с подачи ЮНЕСКО называется Life-Long Learning, или непрерывное образование). Этой идее посвящена брошюра «Организация самообразования» (автограф и машинописный текст хранятся в РГАСПИ – Ф. 12. Оп. 1. Д. 608) или статья «Как надо читать» (1922 г.), пропагандирующая рефлексию над прочитанным и «медленное чтение»; автор дает рекомендации, как лучше запоминать прочитанное, что и как надо выписывать из текстов, как работать с материалами. Наброски и автографы многих текстов Н.К. Крупской на тему самообразования хранятся в РГАСПИ: «Комбинат рабочей учебы», «Система рабочей учебы и новые методы работы», «Учеба широких масс взрослых», «При школах взрослых нужно организовать справочное бюро по самообразованию» и др.

Характеристика А.В. Луначарского на Н.К. Крупскую (на четвертой странице анкетного листа Орготдела ВЦИК по Всероссийскому учету квалифицированных советских работников РСФСР)
Характеристика А.В. Луначарского на Н.К. Крупскую (на четвертой странице анкетного листа Орготдела ВЦИК по Всероссийскому учету квалифицированных советских работников РСФСР). 2 мая 1923 г. Заверенная копия.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 16. Л. 9об.

Педагогические идеи Крупской опередили свое время, многие ее предложения были слишком радикальны: во многом именно поэтому в 30-е гг. советская школа постепенно вернулась «на старые рельсы» и начала ориентироваться на классическую модель образования. Не получилось отказаться от классно-урочной системы, оценок и давления учительского авторитета. При этом заслугой Н.К. Крупской стало осуществление в СССР проектов, казавшихся многим современникам утопическими: фактическая ликвидация безграмотности в огромной стране, включая национальные окраины; создание сети рабочих клубов, библиотек и изб-читален, обеспечивавших самообразование огромных масс; организация доступных детских садов, позволявших миллионам советских женщин учиться и работать, не беспокоясь за жизнь и здоровье детей.

Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и З.П. Кржижановская в группе первого выпуска политико-просветительного факультета Московской академии коммунистического воспитания.
Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и З.П. Кржижановская в группе первого выпуска политико-просветительного факультета Московской академии коммунистического воспитания. Июнь 1926 г. Фотография. Фотограф Ф.В. Бурдин.
РГАСПИ. Ф. 395. Оп. 2. Д. 65.

Многие педагогические концепции Крупской и сегодня не просто кажутся актуальными, а оказываются на переднем крае современной педагогической мысли.

Е.А. Бучкина, канд. филол. наук,
доцент кафедры медиаобразования Московского педагогического государственного университета (МПГУ);
Р.Р. Садыков,
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), публикация Росархива

Н.К. Крупская среди членов коллегии Наркомпроса, представителей Главполитпросвета и учителей
Н.К. Крупская среди членов коллегии Наркомпроса, представителей Главполитпросвета и учителей. [1926–1927 гг.] Фотография.
РГАСПИ. Ф. 395. Оп. 2. Д. 75.
Открытка Н.К. Крупской детям детского дома № 1 г. Сердобска с пожеланием хорошо провести летние каникулы. 6 мая 1928 г.
Открытка Н.К. Крупской детям детского дома № 1 г. Сердобска с пожеланием хорошо провести летние каникулы. 6 мая 1928 г. Подлинник.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 890. Л. 1–1об.
Приказ наркома просвещения А.С. Бубнова о возложении общего руководства отделами и управлениями Наркомпроса на Н.К. Крупскую.
Приказ наркома просвещения А.С. Бубнова о возложении общего руководства отделами и управлениями Наркомпроса на Н.К. Крупскую. 23 декабря 1935 г. Заверенная копия.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 22. Л. 14.
Выписка из протокола заседания Высшей аттестационной комиссии Народного комиссариата просвещения РСФСР c утверждением Н.К. Крупской в учёной степени доктора педагогических наук.
Выписка из протокола заседания Высшей аттестационной комиссии Народного комиссариата просвещения РСФСР c утверждением Н.К. Крупской в учёной степени доктора педагогических наук. 10 февраля 1936 г. Заверенная копия.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 22. Л. 16.
Письмо детей рабочих завода «Красный кожевник» Н.К. Крупской с просьбой рассказать о ее борьбе за освобождение работниц.
Письмо детей рабочих завода «Красный кожевник» Н.К. Крупской с просьбой рассказать о ее борьбе за освобождение работниц. [Без даты] Подлинник.
РГАСПИ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 768. Л. 96–97об.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Документальная история
Добавить комментарий