К 155-летию Надежды Константиновны Крупской.
26 февраля 1869 г. в Санкт-Петербурге появилась на свет Надежда Константиновна Крупская. В массовой культуре нашей страны сложился ее образ как «удобной» спутницы В.И. Ленина, которая всегда находилась рядом с ним, но как будто в его тени.
Формированию такого представления способствовал тот факт, что Крупская, будучи фактическим секретарем Ленина (а также газет «Искра», «Вперёд», с 1906 г. – секретарем ЦК партии), взяла на себя всю рутинную работу, переписку, шифрование и дешифровку корреспонденции и сохранила для нас ленинский архив. За время эмиграции Крупская написала и разослала около 30 тысяч писем; ей нужно было помнить все псевдонимы, шифры и пути распространения нелегальной литературы. Эта важная «теневая» роль, требовавшая больших сил, самоотдачи и кропотливого труда, к сожалению, заслонила от нас другой образ Крупской – образ педагога-новатора и организатора культуры.
Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. Ее усилиями были спланированы и реализованы широкие и результативные просветительские кампании (знаменитый «ликбез», «культпоход» и «библиотечный поход»), организовано библиотечное дело, включая создание сети изб-читален, создана структура детских садов и основана пионерская организация.
В 1970-е гг. ЮНЕСКО учредило премию имени Н.К. Крупской за особые заслуги в области распространения грамотности. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится личный фонд Н.К. Крупской (Ф. 12). Большой комплекс его документов позволяет всесторонне рассмотреть вклад Н. Крупской в образование и культурное строительство первых лет советской власти.
Делом всей ее жизни было создание новой революционной педагогической системы. Крупская руководила внешкольным отделом Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) РСФСР, занимавшимся обучением взрослого населения, с 1920 г. возглавляла Главный политико-просветительный комитет Наркомпроса РСФСР (Главполитпросвет), в ведении которого находились библиотеки, избы-читальни, клубы и школы для взрослых.
Еще до революции Крупская имела практический опыт в педагогике. С 1891 г. и до своего ареста в 1896 г. она преподавала географию, историю, математику и литературу в «смоленских классах» для рабочих: мужской вечерней воскресной школе в селе Смоленском в пригороде Петербурга. Среди ее учеников был будущий агент газеты «Искра» рабочий Иван Бабушкин. Позже он писал в воспоминаниях: «Придя в школу и садясь за парту, с каким-то особым чувством ожидали учительницу, прибытие которой вызывало трудно передаваемую радость».
С 1908 г. Крупская регулярно публикует статьи по педагогической проблематике. В 1911 г. в ленинской партийной школе в Лонжюмо преподавала редактирование и шифрование.
Также Крупская была главным партийным теоретиком в сфере образования. В 1915 г. она написала программный текст о развитии педагогической теории «Народное образование и демократия». Сама автор замечала потом, что «ради цензуры» книга написана «несколько рыбьим языком», и правильным названием было бы «Народное образование и Рабочий класс». В этой работе представлена эволюция педагогических идей как последовательное движение в направлении создания трудовой школы. В РГАСПИ хранятся подготовительные материалы для работы над этой книгой: конспекты и выписки Крупской из Маркса, Энгельса, Руссо, Песталоцци, Дьюи и других теоретиков педагогической мысли, а также из критической и аналитической литературы об этих авторах, выписки из французских и немецких педагогических журналов (Ф. 12. Оп. 1. Д. 63-67). За заслуги перед отечественным образованием в 1936 г. Крупская стала первым в СССР доктором педагогических наук. В своей статье к ее 60-летнему юбилею историк М.Н. Покровский назвал Крупскую «единственным марксистским педагогом на весь Коминтерн».
После октября 1917 г. главными ее идеями стали создание трудовой школы и концепция «политехнизма» в образовании, то есть знакомство обучающихся «в теории и на практике со всеми главными отраслями производства», в том числе обучение сельскохозяйственному и «художественно-ремесленному» труду.
В текстах Крупской прослеживается удивительная актуальность ее педагогического языка: она пишет про «практико-ориентированный подход в обучении», «исследовательский метод», «проектный метод» (упор делался не на индивидуальные, а на коллективные проекты, вариантом реализации которых был «бригадно-лабораторный метод»). Школа должна стать «свободной», без казарменной дисциплины, без диктата оценок, и тогда на первый план выйдет самостоятельная работа обучающегося, учитель видится не как транслирующий готовое знание авторитет, а как наставник, который направляет и подсказывает. Фактически Крупская предлагала к внедрению в школе популярную сегодня модель «перевернутого класса», не используя сам этот термин, появившийся только в 2000-е гг.: учитель не должен давать знание в готовом виде, ученик сам предварительно изучает учебный материал с последующим его разбором на занятии.
Еще одной крайне актуальной и сегодня идеей Крупской было обучение в течение всей жизни (то, что в современной педагогике с подачи ЮНЕСКО называется Life-Long Learning, или непрерывное образование). Этой идее посвящена брошюра «Организация самообразования» (автограф и машинописный текст хранятся в РГАСПИ – Ф. 12. Оп. 1. Д. 608) или статья «Как надо читать» (1922 г.), пропагандирующая рефлексию над прочитанным и «медленное чтение»; автор дает рекомендации, как лучше запоминать прочитанное, что и как надо выписывать из текстов, как работать с материалами. Наброски и автографы многих текстов Н.К. Крупской на тему самообразования хранятся в РГАСПИ: «Комбинат рабочей учебы», «Система рабочей учебы и новые методы работы», «Учеба широких масс взрослых», «При школах взрослых нужно организовать справочное бюро по самообразованию» и др.
Педагогические идеи Крупской опередили свое время, многие ее предложения были слишком радикальны: во многом именно поэтому в 30-е гг. советская школа постепенно вернулась «на старые рельсы» и начала ориентироваться на классическую модель образования. Не получилось отказаться от классно-урочной системы, оценок и давления учительского авторитета. При этом заслугой Н.К. Крупской стало осуществление в СССР проектов, казавшихся многим современникам утопическими: фактическая ликвидация безграмотности в огромной стране, включая национальные окраины; создание сети рабочих клубов, библиотек и изб-читален, обеспечивавших самообразование огромных масс; организация доступных детских садов, позволявших миллионам советских женщин учиться и работать, не беспокоясь за жизнь и здоровье детей.
Многие педагогические концепции Крупской и сегодня не просто кажутся актуальными, а оказываются на переднем крае современной педагогической мысли.
Е.А. Бучкина, канд. филол. наук,
доцент кафедры медиаобразования Московского педагогического государственного университета (МПГУ);
Р.Р. Садыков,
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), публикация Росархива