370 лет назад произошло событие, вошедшее в историю под названием «Переяславская рада». Под «радой» подразумевается казачий круг, состоявшийся в г. Переяславе 8 (18) января 1654 г., на котором запорожские казаки под руководством гетмана Богдана Хмельницкого приняли решение о вступлении в подданство царю Алексею Михайловичу, скрепив его присягой на верность.
В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранятся документы, связанные с процессом присоединения Малороссии к России. Три из них стоит признать важнейшими: запись решения Земского собора от 1 октября 1653 г. о принятии Войска Запорожского «под государеву высокую руку в подданство»; статейный список за октябрь 1653 – февраль 1654 г. русского посольства во главе с дипломатом боярином В.В. Бутурлиным, присутствовавшим на Переяславской раде и принявшим присягу у населения малороссийских городов и сел; «статьи Богдана Хмельницкого», утвержденные царем и Боярской думой 21 марта 1654 г., которые определили положение Малороссии в составе Российского государства.
Переяславской раде предшествовало активное дипломатическое сближение запорожских гетманов с Россией, вызванное религиозной дискриминацией православного населения со стороны властей Речи Посполитой. В документах Посольского приказа есть сведения о приезде в Москву в 1620-х – 1630-х гг. послов от запорожцев, которые сформулировали желание «всего войска Запорожского» служить русскому правительству.
В период гетманства Богдана Хмельницкого долгий конфликт между запорожским казачеством и польским правительством вылился в освободительную войну 1648-1654 гг. — один из самых драматических периодов в истории Поднепровья. С ее началом активизировались дипломатические связи запорожцев с Россией. Единственной надеждой для угнетенных малороссиян стала поддержка царя Алексея Михайловича.
Гетман Б. Хмельницкий 8 июня 1648 г. прислал русскому царю «лист», в котором нашла отражение политическая ориентация запорожцев, выражавшаяся в желании перейти в российское подданство:
«Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност, православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би была на то воля божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо…»
Документы Посольского приказа свидетельствуют, что с начала 1651 г. предложение гетмана о вступлении запорожского казачества в подданство царя Алексея Михайловича вышло на первый план во внешней политике России. Процесс принятия решений растянулся во времени, и только 1 октября 1653 г. Земский собор выступил с поддержкой единоверцев и постановил принять их под покровительство. В январе 1654 г. на раде, созванной в г. Переяславе, это решение было подтверждено со стороны казачества.
Подробности состоявшегося в Переяславе казачьего круга можно узнать из статейного списка боярина В.В. Бутурлина. Гетман Богдан Хмельницкий с полковниками и сотниками прибыл в Переяслав 7 января. В тот же день он приехал «на двор» к дипломату, который привез от царя Алексея Михайловича «милостивый полный указ». Казацкая верхушка потребовала у Бутурлина и его товарищей подтверждения обязательств царя личной присягой или специальным письмом «за своими руками». Боярин категорически отказался, поскольку, с его точки зрения, это умаляло самодержавие государя.
На следующий день утром Богдан Хмельницкий сообщил Бутурлину о состоявшемся предварительном собрании, на котором полковники, судьи и войсковые есаулы Войска Запорожского «под государеву высокую руку поклонились». После чего, в этот же день собралось великое множество «всяких чинов людей», которые учинили круг.
Статейный список сохранил для потомков речь гетмана, произнесенную на Переяславской раде: «Панове полковники, ясаулы, сотники и все Войско Запорожское, и вси православнии християне. Ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь божию и озлобляющих все християнство нашего православия восточного. Что уже 6 лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролития з гонители и враги нашим, хотящими искоренить церковь божию, дабы имя руское не помянулось в земли нашей <…> Великия Россия государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже 6 лет безпрестанными молении нашими себе просим <…> Той великий государь царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением православные церкви в нашей Малой Росии, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам скловнивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме его царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет вольная дорога».
После речи гетмана полковник переяславский Тетеря спрашивал у собравшихся: «Все ли тако соизволяете?», – на что получал единодушное согласие.
Затем представители Б. Хмельницкого и московские послы объехали десятки городов, включая Киев, жители которых принесли присягу русскому царю.
Следствием Переяславской рады стала война России с Речью Посполитой, продлившаяся в общей сложности 13 лет. В ходе войны некоторые из гетманов, наследников Б. Хмельницкого, «отлагались» от Москвы и искали поддержки у Польши, Турции и Крымского ханства. Для малороссийского народа война, по сути, носила освободительный характер. Она завершилась Андрусовским перемирием 1667 г., согласно которому в состав России вошли Киев, Левобережье Днепра, включая Полтавщину, Черниговщину, а также Запорожье. За самой этой областью утвердилось название «Малая Русь» (Малороссия), которое вошло в царский титул. Окончательно присоединение Малороссии было закреплено Вечным миром 1686 г. между Россией и Речью Посполитой.
В целом условия вхождения Малой Руси в состав России могут быть условно определены современным термином «автономия»: Войско Запорожское сохраняло свое правительство в лице гетмана и старшин, право управления неказацким населением, распоряжения финансами, дипломатических отношений с другими государствами. Подтверждались все юридические и экономические права горожан. Значительная часть населения имела права казаков, т.е. вольных служилых людей-землевладельцев. Более того, в ходе русско-польской войны численность казачества выросла за счет других категорий населения. На этой территории крестьяне, по настоянию украинских помещиков, были закрепощены только в 1783 г., т.е. крепостное право просуществовало там всего 78 лет, короче, чем где-либо в империи.
Русское правительство уделяло много внимания новым территориям. В обязанности воевод городов и уездов входила защита населения от нападения польско-литовских войск и притеснений русских служилых людей. По их отпискам из Киева и других городов можно судить, что они проводили политику правительства с учетом национальных особенностей малороссийского народа.
Делами новых земель сначала ведал Посольский приказ, затем, с 1662 г., – подчиненный ему Малороссийский приказ. В 1669 г. в Москве было создано Малороссийское подворье, предназначавшееся для приезжавших сюда казаков, мещан, духовенства и купцов с Украины (размещалось на современной улице Маросейка). В 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, и власть гетмана была ограничена. В 1727 г. управление Малороссией перешло в ведение Сената.
Важную роль в интеграции новых территорий играло православное духовенство Малороссии, которое регулярно получало помощь от центральных светских и церковных властей, привозило в Поднепровье церковную утварь, книги и деньги на строительство и содержание церквей и монастырей. Большое значение для культурных связей двух народов явилась деятельность московского первопечатника Ивана Федорова, во второй половине ХVII в. в Россию приехали ученые Киево-Могилянской академии, которые стали преподавать в Славяно-греко-латинской академии. Выходцами из Малороссии были выдающиеся государственные и церковные деятели, писатели, публицисты и педагоги.
Н.Ю. Болотина, Е.С. Евдокимова,
Российский государственный архив древних актов (РГАДА)