О заводских школах в Российской империи

Заводская школа в Пожве Образование в России

225 лет назад, в январе 1799 г., в Пожве (на Урале) была открыта заводская школа. Рассказываем на примере этой школы как было организовано образование при заводах в Российской империи.

Пожвинский (Пожевской) завод: общий вид с западной стороны на комплекс зданий и сооружений. Слева направо: Свято-Троицкая церковь, особняк заводовладельца, сад, доменный цех и производственные корпуса. [после 1917 г.]

На территории будущего Коми-Пермяцкого округа (обр. в 1925 г.) это было первое в истории учебное заведение.

Дело начиналось следующим образом: в 1798 году владелец Пожвинского (Пожевского) завода Всеволод Андреевич Всеволожский(1769–1836) перевёл из Усолья в Пожву Главное правление заводами, соляными помыслами и вотчинными имениями фамилии. То есть Пожва стала административным центром всех владений Всеволожских на Урале. Сюда было перенесено всё делопроизводство. Понятно, что для столь ответственной и обширной работы нужны были кадры. Конторский и административно-производственный штат персонала Главного правления мог составлять несколько десятков человек. Плюс для самого чугуноплавильного завода нужны были грамотные управленцы. Поэтому Всеволожский решил открыть в Пожве частную заводскую школу, что и произошло в январе 1799 года.

Одним из сохранившихся до наших дней документов того времени является поимённый список учащихся, зачисленных в школу, от 24 февраля 1799 г. Согласно данным этого документа, первый набор составил 15 человек. Из них 11 человек в начале учёбы приступили к «изучению словесной грамоты», 4 человека «выучены словесной грамоте при родителях». Четверо были детьми мастеровых, остальные являлись детьми служащих.

Первым школьным учителем был некий гражданин по фамилии Кабанов, специально приехавший в Пожву из Москвы по приглашению Всеволожского.

Об организации обучения, как приводил пример Павел Максимович Казанцев в своей книге «На старом уральском заводе», можно судить по письму В. А. Всеволожского от 18 ноября 1803 г.:
«… на содержание мальчиков, обучающихся к словесной грамоте, требуется знатная сумма, которой расхода избежать весьма удобно. Можно так, что не только я должен кормить их даром, но должен получать от них и в теперешних их летах прибыль. Так у меня и здесь в конторе мальчики, от вас же привезённые, продолжают разные науки вдруг, и я вижу успех, почему и вам рекомендую сделать следующим правилом: мальчиков обучать к словесной грамоте и писать только в сутки два часа, а прочее время употреблять их всех, какого бы они звания не были, в работы им свойственные, как-то к деланию гвоздей, удочек и скоб и тому подобное, дабы они, получая по работам плату, могли содержать себя. И чтобы не почитали вы и они в тягость, ибо когда они приобвыкши к работам и заводским действиям, зная грамоте, могут полезнее быть мне на службе и смотря на их состояние могу весьма лучше сортировать… Когда же после по достоинству будут прикащиком, или приставом, то ему всякое мастерство уже известно…».

Из ребят (особенно первых выпусков) действительно затем получился толк. Например, Пётр Казанцев и Семён Истомин стали строителями пароходов и паровых машин, Николай Беспалов стал первым капитаном судна на Волге.

Со временем программа обучения в школе менялась, что диктовалось нуждами развивающегося завода. Так, во второе десятилетие XIX в. был введён обязательный предмет арифметика. Также увеличилось число обучающихся. После окончания школы ребята могли поступить не только на управляющую или контролирующую должность, но и могли пойти работать по линии одной из производственных специальностей. Общая логика цели обучения в школе была проста: нужно было, чтобы «… всяк мастеровой знал /как/ читать, писать и обращаться с циркулем», то есть мог свободно работать с чертежами.

В 1822 г. в школе была образована отдельная группа в 33 человека, преимущественно из детей мастеровых, в которой обучение осуществлялось по системе Ланкастера. Первым учителями по этой новой системе стали выпускники школы Василий Хлебутин и Яков Левин. Первому было 14 лет (!), второму – 15 лет(!). Оба прошли в 1821 г. полугодовую практику в г. Ярославле. Молодые педагоги смогли хорошо организовать учебный процесс, за что даже были удостоены похвального отзыва от заводского управления. А оно, как сегодня известно, было весьма скупо на похвалу и награды.

В 1823 г. часть школы, обучающаяся по программе Ланкастера, состояла из 7 «столов». В начальном, седьмом, обучалось 25 человек, а в высшем, первом, – 5 человек. В начальном «столе» проходили обучение дети в возрасте от 7 до 10 лет, а в высшем – от 10 до 14 лет.

В 1841 г. заводская школа в Пожве была преобразована в приходское училище.

Источники и литература:
1) Казанцев П. Пожвинскому заводу 210 лет // Наш край. Вып. 1. Сборник статей. Перм. к. изд-во, 1964 г. / КПОГА. СИФ. С.44;
2) Пожвинский завод. Историческая хроника. 1754–2004. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2004 / КПОГА. СИФ. 344/2. С.55–59

Фото: Пожвинский (Пожевской) завод: общий вид с западной стороны на комплекс зданий и сооружений. Слева направо: Свято-Троицкая церковь, особняк заводовладельца, сад, доменный цех и производственные корпуса. [после 1917 г.]

КПОГА. Ф.Р-156. Оп.1. Д.35. Л.24

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Документальная история
Добавить комментарий