Георгий Крескентьевич Лукомский (1884–1952) – известный художник, архитектор, искусствовед, историк искусства и культуры.
Георгий Крескентьевич Лукомский родился 2 (14) марта 1884 г. в Калуге, в семье Крескентия Павловича Лукомского и его жены Леонтины Ивановны, урожденной Коссовской. Род Лукомских герба Правдзич восходил ко второй половине XVII в. и принадлежал к малоземельной шляхте Проскуровского и Брацлавского уездов Подольской губернии. Отец художника, по окончании Технологического института в Санкт-Петербурге, осел в Калуге, где служил калужским губернским механиком. Старший брат Георгия Крескентьевича Владимир был последним начальником Гербового отделения Департамента Герольдии Сената, выдающимся русским и советским ученым-архивистом, специалистом в области вспомогательных исторических дисциплин, доктором исторических наук, автором трудов по геральдике и дипломатике.
Окончив с отличием в 1900 г. обучение в Орловском Александровском реальном училище и в 1903 г. курс архитектурного отделения Казанской художественной школы, Г.К. Лукомский поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, в котором учился с перерывами до 1915 г. В перерывах учебы он совершенствовался в технике живописи в московской мастерской К.Ф. Юона, много путешествовал с научными целями по европейским городам и русской провинции, знакомясь с памятниками архитектуры и старины.
Многогранный талант Г.К. Лукомского, в котором сочетались дарование художника-акварелиста, архитектурные познания, эрудированность и интеллект историка искусства реализовывался в многочисленных искусствоведческих работах и художественных выставках. Результатом его путешествий по России и Европе стали труды по истории провинциальной городской и усадебной архитектуры Костромы, Вологды, Харьковской губернии, а также статьи в журналах «Старые годы», «Столица и усадьба», «Зодчий». Г.К. Лукомский активно выставлялся как самостоятельно, так и принимая участие в деятельности объединения «Мир искусства».
В годы революции художник активно занимался выявлением и охраной предметов искусства в Петрограде, Москве и Киеве, читал лекции по теории и истории искусства в учебных заведениях Петрограда и Киева. В 1917–1918 гг. возглавлял Художественно-историческую комиссию в Царском Селе, созданную для преобразования бывших императорских резиденций в музеи. Затем, в 1923 г. Г.К. Лукомский опубликовал в Берлине мемуарные очерки «Художник и революция 1917–1922», где рассказал о своем участии в музейном строительстве в послереволюционный период.
В 1920 г. Г.К. Лукомский покинул Советскую Россию. Уехав за границу с научной целью, домой он больше не вернулся. В эмиграции Лукомский проживал в Германии, Франции и Англии. Принимал активное участие в творческой деятельности, в том числе в составе зарубежной секции «Мира искусства». Современники отмечали, что Лукомский был в числе тех редких русских художников, которым удалось добиться признания в эмиграции. Продолжая научно-исследовательскую деятельность, Г.К. Лукомский публиковался в советской и зарубежной прессе. В частности, в годы эмиграции увидела свет его работа на французском языке «Киев. Святой город России» (1929 г.).
Хотя, по свидетельству брата, Георгий Крескентьевич Лукомский мечтал вернуться домой, ему было суждено умереть на чужбине, 25 мая 1952 г. Похоронен художник на русском кладбище Кокад в Ницце.
Фонды Российского государственного исторического архива хранят многочисленные документальные материалы о богатой событиями и многогранной творческой жизни Г.К. Лукомского. Источники по биографии и научной деятельности известного художника и искусствоведа находятся в фондах Департамента Герольдии Правительствующего Сената, Императорской Академии художеств, редакции журнала «Старые годы», а также в личном фонде его брата В.К. Лукомского.
С.В. Богданов,
Российский государственный исторический архив (РГИА), публикация Росархива