Мы уже рассказывали нашим читателям о том, как начинался казанский трамвай. Но трамваи могли курсировать и во Владимире, причем практически в то же самое время. Об истории вопроса — наш рассказ.
Ещё в 1899 г. городская управа обратилась в Губернское правление с предложением дополнить городской транспорт трамваями. В заявлении от 28 сентября 1899 года член городской управы Николай Николаевич Сомов писал (документ из Государственного архива Владимирской области):
«Городская управа, имея предложение от некоторых фирм осветить город электричеством и устроить для передвижения пассажиров и тяжестей трамвай с электрической тягой, находит весьма желательным в целях благоустройства города осуществить подобное предложение.
Но так как никакое предприятие без более или менее точных цифровых данных, обеспечиваю- щих затрату капитала, не может состояться, то Управе для переговоров необходимо иметь некоторые предварительные сведения, как по осуществлению самого предприятия, так и о возможной эксплуатации оного.
В предположениях осветить город электричеством, необходимо знать: можно ли рассчитывать на расход электрической энергии для освещения помещений частных лиц и разных учреждений, а в благоприятном случае, на какое количество лампочек. При устройстве трамвая потребны сведения о количестве груза, могущего служить предметом платы при открытии движения.
Желая иметь по этим двум отраслям эксплуатации проектируемого предприятия более точные сведения, Управа обращается к Вам с покорнейшей просьбой не отказать ей сообщить на прилагаемом при сем бланке Ваши личные предположения: может ли Управа рассчитывать на освещение Ваших помещений электричеством, на условиях ниже сего изложенных, и в утвердительном случае, на какое количество лампочек и в каком именно помещении.
По имеющимся сметам, стоимость единовременной затраты на постановку каждой электрической лампочки с силой света в 16 свечей и с присоединением к центральной линии исчисляется около 15 рублей, а абонентная плата за пользование электричеством находится в зависимости от числа часов горения и от количества ламп в помещении.
Приблизительная же плата может определиться в таком размере: если пользоваться по счетчику за часы горения, то при 5 лампочках за каждый час и с каждой лампы 2 коп., при 10 лампочках — 1,8 коп., при 20 -1,6 коп., при 50 — 1,4 коп. и т. д. При годовой же плате за каждую лампочку горения до 10 часов вечера — 14 руб. в год, до 12 часов по 15 руб. и до 20 часов — по 18 руб. в год. Вместе с сим Управа просит не отказать, если имеется торговое заведение, сообщить также на прилагаемом бланке: какое количество пудов получается и отправляется Вами товара в год по М.-Н. ж. д. и сколько платится за перевозку каждого пуда».
Транспортное нововведение было связано с ещё одним потенциальным апгрейдом: город хотели подсветить электричеством. Однако обе идеи в то время были отклонены. Видимо, городской бюджет с такими расходами не справился бы, что не могла позволить губернская администрация. Об этом красноречиво говорят сохранившиеся на полях документа карандашные расчеты.