«Газеты — это секундные стрелки истории…» (А. Шопенгауэр). Государственный архив Республики Татарстан рассказывает о том, как начиналось трамвайное движение в Казани в документах и газетных столбцах.
Первый трамвай. А. М. К. № 703. ГА РТ, оп. 05А, ед.уч. 1521.
18 ноября 1899 г. в Казани в ходе полномасштабной электрификации города пустили первый трамвай, 8-ой в Российской Империи (после Киева, Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Курска, Витебска, Орла, Москвы), под управлением Бельгийского акционерного «Анонимного общества городских железных дорог в г. Казани — Трамваи Казани»; проложено 15 км путей, выделено 26 вагонов компании «Нивель» на 3 линии: Центральная, Проломная, Грузинская. На Волжской и Екатерининской линиях продолжала работать конка. Адмиралтейское депо стало трамвайным на 20 вагонов.
Волжский Вестник. — №251. — С. 2. Волжский Вестник. — №246. — С. 3. ГА РТ.
Согласно Акту Казанской Городской Управы накануне, 17 ноября, состоялась проверка участков пути мест прохождения трамвая.
Акт Казанской Городской Управы от 17 ноября 1899 г. о произведённой проверке участков прохождения первого трамвая по Грузинской линии. Копия. ГА РТ, ф. 98, оп. 3, д. 3155, л. 18.
По Евангелистовской улице (ныне ул. Татарстан), от спуска к городской платомойне на оз. Кабан проходила конно-железная дорога. Солгано рапорту полицмейстера П.Б. Панфилова от 1 ноября 1899 г., в котором он просит Городского голову о распоряжении расширить и оградить пути для пешеходов во избежание несчастных случаев, после пуска электрического трамвая, «пространство между полотном дороги и решёткой сада весьма недостаточно по своей ширине, т.е. не более 2 аршин…», что составляет около полутора метров.
Список установленных трамвайных остановок. ГА РТ, ф. 98, оп. 3, д. 3155, л. 30.
Иван Константинович Кабушкин (1915-1943) — Герой Советского Союза, один из первых вагоновожатых. оп.1, ед.уч.4219
Трамвайный вагон №24 установлен в качестве памятника у здания Управления ККП ПОГЭТ (на нём Кабушкин работал до войны).
Из официального заявления Директора Правления Анонимного общества конно-железных дорог в г. Казани в Городскую управу от 19 ноября 1899 г.: «… С введением электрической тяги на линиях Казанского трамвая вход на вагоны и выход из вагонов на ходу их станет небезопасным для лиц, входящих на вагоны и сходящих с них. (…) Ввиду сего имею честь просить о разрешении:
1) Установить пункты остановок электрических вагонов;
2) Воспретить вход на вагоны и выходы с вагонов на ходу их».
Казанский Телеграф. — №2208. — С.2. — 1 марта 1900 г.
А в этой газетной заметке из «Казанского телеграфа» (1900 год) рассказывается о первом ДТП с участием двух трамваев в Казани:
«Причины первого столкновения вагоно-моторов трамвая. В ноябре прошлого года, как известно нашим читателям, произошло первое столкновение вагонов электрической конки на Рыбнорядской площади, когда на перекрестке столкнулись два вагона, шедшие с Проломной ул. и с Евангелистовской площади. Вагоно-вожатые столкнувшихся вагонов были привлечены к ответственности за неосторожную езду, и вчера дело это рассматривалось у мирового судьи 4 уч. Вагоно-вожатый Дедков, управлявший вагоном, шедшим с Проломной ул., не признавал себя виновным и объяснил, что он ничего не мог сделать для предупреждения катастрофы, так как шедшего вагона ему не было видно, а когда он увидал, то он не успел пройти мимо, а задний ход нельзя было дать, так как сзади проезжали извозчики; вагоно-вожатый другого вагона, Михайлов, не признавая себя также виновным, объяснил, что он учился на этом вагоне всего два дня, и когда его учитель увидал, что столкновение неизбежно, то сейчас отстранил его от управления, хотел дать задний ход, но вместо того по ошибке поставил регулятор на передний ход. Мировой судья оправдал обоих подсудимых».