Как мы знаем, коми-пермяки до принятия христианства были язычниками. Традиция эта даже после крещения никуда не ушла. Приняв Христа, жители Пармы продолжали включать в свою жизнь всё то, что было связано с языческой системой верований. Таким образом сложилась удивительная картина: коми-пермяк носил крест, ходил в церковь, молился, например, Николаю Чудотворцу и в то же время верил в приметы, подносил дары духам леса, отмечал праздники, имеющие языческие корни. Так коми-пермяки живут и в наши дни. Старые боги уживаются в сознании с христианскими святыми.
Особый интерес с точки зрения этнографии и рядового современника могут представить верования в духов, которые населяли леса, поля, реки и озёра. Дело в том, в отличие от верований в высших богов (в Ена, в бога Солнца), отношения с духами леса находят почти реальное, детализированное отражение в коми-пермяцких быличках, бывальщинах, байках, рассказах.
Как писал Иван Николаевич Смирнов в своём историко-этнографическом очерке «Пермяки», древнейшими названиями духов леса и воды у коми-пермяков были «вэрысь-морт» (лесной человек) и «ваись-морт» (водяной человек). Эти названия появились ещё тогда, когда коми-пермяки и вотяки (удмурты) были одним народом. Под влиянием тюркско-мусульманских и христианских идей слово «морт» (человек) стало со временем заменяться на «куль». Так появились названия «ва-куль», «куль-пиян». Лесного человека стали чаще называть дядькой / лесным дядькой.
Узнать подробнее о духах раньше можно было почти у любого жителя пермяцкого края. С виду угрюмый и немногословный коми-пермяк в большой компании преображался: с горящими глазами он рассказывал былички о духах, о странных и страшных происшествиях, которые произошли с ним или его знакомыми. Как подмечал Смирнов, в богатых лесами Ошибских, Верх-Иньвенских, Кочёвских землях можно записать сотни таких рассказов. Некоторые из них казанский исследователь привёл в своём очерке.
Рассказы о лешем
1. Пошёл пермяк (дядя рассказчика) за рябками в лес. Стреляет, рябки падают, а найти их пермяк не может. Что за диво? Тут явился ему молодец в синем шабуре и говорит: «Убирайся, ты моих куриц стреляешь!»
2. Ночевали пермяки около Кувинского завода. Вот ночью забирается к ним человек громадного роста и присаживается с ними к огню. Погрелся, встал и говорит одному: «Не хочешь ли посмотреть мою скотину?» Пермяк вышел с ним и видит: кругом черно от всякого зверя. Свистнул Леший, и все звери с шумом бросились в одну сторону.
3. Лежат пермяки в охотничьей избушке ночью. Середь избушки огонь горит, не спят. Вот приходит к ним старуха с пряслицей, в чёрной одежде. Один старик догадался, кто эта старуха и бросил в неё поленом. Тут вскочили собаки и прогнали Лешачиху в лес.
4. Шёл мужик и увидал: вихрь вертит пыль на одном месте. Мужик бросил в середину столба ножик, вихрь пропал, пропал и ножик. Прошло немного времени, пошёл он в лес и забрёл в избушку. В избушке сиди старуха, увидала его, посадила за стол и начала резать хлеб. Смотрит мужик на ножик в руках старухи и признаёт его.
‒ Что смотришь ? ‒ спрашивает старуха.
‒ Ножик как будто мой.
‒ Твой. Спасибо, что бросил им в сына. Ты поранил ему правый бок. Теперь его не возьмут на службу.
Накормила Лешачиха мужика обедом, а Лешак вывел его из лесу и отдал ножик.
5. Заплутался и попал мужик к Лешему в избу. Леший держал его у себя месяца два, потом уехал в город со скотиной ‒ продавать. Мужик благословился и убежал. Приходит домой, а там его уже поминали как мёртвого.
6. Лешак разбрасывал у пермяка сено. Пермяк не стал его ругать, а стал молиться: «Не ходи, пожалуйста, оставь мою работу. Я один, моё дело жалко». Лешак перестал трогать его сено, а у тех, кто его ругал, всё побросал в воду.
7. Пошла баба в лес за грибами. Незадолго до неё вышел из дому к лесу из того же места мужик-знахарь. Баба смотрит, что с мужиком: скачет на сажень от земли, катается по траве. Потом сам мужик рассказал ей: его трепал Леший за то, что по пусту кабалы ему писал; поднял выше себя, бросил на зем и давай трепать: «Зачем попусту кабалы пишешь, скотину зверь ест, а ты меня тревожишь».
8. Едет пермяк в Юм за хлебом. Попадается ему в лесу человек и не сторонится. Пермяк стегнул его плетью и идёт дальше. Вдруг остановка. Смотрит мужик ‒ лошади нет. Искали, искали, через 12 дней нашли в лесу, привязана к дереву.
9. Один «знаткой человек» из деревни Новожиловой Бисеровской волости подружился с «долгим», принимал его по ночам к себе в гости и выпаивал ему по ведру пива и по четверти ведра водки. Долгий помогал ему обворовывать соседей и крестьян прочих деревень, с условием, чтобы часть добычи знаткой ему отдавал за труд. Когда мужик разбогател и перестал воровать, ему вздумалось «раздружиться» с «долгим». «Долгий» на это рассердился, разломал крышу у амбара, в котором хранилось всё награбленное и попытался похитить его. Мужик заметил проделку «долгого», закрыл крышу и начертил на ней крест. «Долгий» ещё пуще рассердился, в глазах народа схватил у мужика с поскотины корову, поднял её вверх высоко и бросил вниз головою. Корова тут же и сдохла, ушла рогами в землю.
10. Развели лесники на пустырьке с сухим, выбитым лесом огонь. Вот несётся вихрь ‒ Лешак: «Кто позволил на моей дороге огонь раскладывать?». Взял и весь костёр разбросал.
Источники и литература:
1) Смирнов И. Н. Пермяки : историко-этнографический очерк / [соч.] И. Н. Смирнова. ‒ Казань : Типо-лит. Имп. Каз. ун-та, 1891. — 289 с. / КПОГА. СИФ;
2) Чагин Г. Н. Очерки по истории и этнографии коми-пермяков. ‒ Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2013 / КПОГА. СИФ.1146/к. С.33‒39.