Продолжаем рассказывать об архитектуре Архангельска, которому вэтом году исполяется 440 лет. Сегодня мы расскажем вам о жемчужине дореволюционного Архангельска, утраченном достоянии города, которое по праву считалось его архитектурной доминантой. Это Свято-Троицкий кафедральный собор. «Из зданий в Архангельска заслуживают внимания старинное здание бывшего монетного двора (теперь таможня), соломбальский собор, оконченный постройкою в 1766 г., кафедральный собор (окончен в 1805) — один из самых светлых и красивых соборов в России и монастырь». Это из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Какая же история стоит за плечами «одного из самых светлых и красивых соборов» нашего Отечества?
В источниках вы можете обнаружить разные даты основания того, что в дальнейшем станет собором. Можно лишь условно сказать, что это произошло не ранее основания самого города, который в первые годы своего существования вовсе не нуждался в особой церкви, ведь и так был основан вокруг монастыря, а уж там церкви были. Летописцы истории собора указывают на 1587-1588 гг., как на время появления в Архангелогородском посаде первой, деревянной, церкви. Храмы неоднократно горели и возобновлялись, но стоит отметить, что ни один из них не носил статуса собора, тем более кафедрального. Кафедра архиепископа тогда находилась не в Архангельске, а в Холмогорах.
Положение изменилось после того, как возросла роль самого города в экономике и политике Русского государства. Строительство здесь флота, превращение Архангельска в административный центр одной из восьми губерний, образованных по велению Петра I в 1708 г. – всё это способствовало перемещению центра и духовной жизни в этот город. В 1709 г. Петр повелел строить здесь каменный двухэтажный собор. Однако довести дело до конца не успели – сам же император и стал этому причиной. Не успели строители возвести первый этаж, как все каменное строительство в регионах было запрещено – каменщики были необходимы для возведения новой столицы, Санкт-Петербурга. И, хотя в 1717 году местным духовным властям удалось добиться некоторого послабления для строительства собора, он превратился в самый известный архангелогородский долгострой: не было то денег, то ресурсов.
Только при Екатерине II, уже во второй половине XVIII столетия, предпринявшей благодетельные меры к оживлению торговли и поднятию благосостояния Архангельска, довершено было внутреннее устройство верхнего собора. По установке иконостаса и икон, писанных искусным в то время живописцем, устюжским мещанином Василием Холмогоровым, храм этот был освящен во имя Св. Троицы 18 сентября 1765 г. преосвященным Иоасафом, переселившимся окончательно из Холмогор в Архангельск в 1762 г. и наименовавшим этот новоустроенный собор Кафедральным.
В 1793 г., однако, погорел и каменный собор, пожар начался с крыши, куда попала искра от пожара в соседнем доме. Восстановительные работы вновь затянулись лет на десять. По окончании всех работ по восстановлению собора, стоивших вместе с оградой вокруг его до 100 000 рублей ассигнациями, этот храм вновь был освящен 28 мая 1805 г. в день Св. Пятидесятницы.
Александр I, посетивший этот храм 30 июля 1819 г., высказал: «заслуживает внимания по своему благолепию», а рассматривая четырехстворчатые царские двери, тот же «августейший посетитель», так отозвался об них: «Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел».
Простояв чуть более века, храм застал и грозное для нашего Отечества время: от стен собора уходили русские солдаты на Первую Мировую войну, мимо них маршировали высадившиеся на Красной пристани интервенты, на его фоне проходили многолюдные митинги новой власти, носившие, иногда, и ярко выраженный антирелигиозный характер. Собор начинал мозолить глаза местным советским и партийным лидерам, строившим новую жизнь, в которой старым ценностям не было места. Теперь нужны были не храмы, а дома культуры. Местная научная общественность пыталась отстоять собор, указывая, что такого нигде более нет, не учитывая то, что, с точки зрения нового начальства, такого нигде более и не надо. В прессе началась кампания против собора, за строительство на его месте дома культуры или театра драмы. Что, конечно, и произошло «по многочисленным просьбам трудящихся».
Постановлением № 32 президиума Архгубисполкома от 2 апреля 1929 г. Собор был закрыт с передачей губернскому отделу народного образования под Дом культуры. Постановлением Президиума Архгорсовета от 10 апреля 1929 г. было дано согласие на продажу собора за 25 тыс. руб. городскому отделу коммунального хозяйства; от 17 апреля 1929 г. – на передачу собора Северолесу; от 16 октября 1929 г. – об использовании денег (24850 руб.), полученных за собор (50% в местный бюджет).
Согласно актам от 13 и 14 мая 1929 г. здание собора и его имущество были переданы от верующих губернскому административному отделу и губернскому музею. После этого здание собора было взорвано и разобрано на стройматериалы.