Митрополит Алексий (Симанский) в блокадном Ленинграде (1941–1944 гг.)

Митрополит Алексий (Симанский) Великая Отечественная война

22 июня 1941 г. германские войска вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, которая потребовала мобилизации не только организационных, финансовых, материальных, внешнеполитических ресурсов, но и ресурсов моральных, духовных, патриотических.

В этот же день глава Русской православной церкви митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) написал свое обращение к верующим с призывом встать на защиту Отечества, которое стало распространяться по приходам. Вслед за ним свою патриотическую позицию выразили и другие религиозные центры: Обновленческая православная церковь, Грузинская православная церковь, Армянская апостольская церковь, лидеры мусульманских, иудейских, буддийских, протестантских организаций. Чувство патриотизма оказалось сильнее прошлых горьких обид. Обращаясь к верующим с патриотическими посланиями, они призывали их достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг, оказать всю возможную материальную помощь нуждам фронта и тыла.

Митрополит Алексий (Симанский), с 1933 г. возглавлявший Ленинградскую епархию, отзываясь на послание митрополита Сергия, в обращении к пастве своей епархии 25 июня 1941 г. призвал верующих «в защиту правды и Отечества» взять в руки оружие, защитить «Мать-Родину». Этот подвиг, – говорил митрополит, – Церковь благословляет и молится о полной и окончательной победе над врагом.

Докладная записка наркома внутренних дел СССР В.М. Молотову об издании книги-альбома «Правда о религии в СССР». (утверждено постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) 10 марта 1942 г.). 10 марта 1942 г.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 680. Л. 3–4. Подлинник. Машинописный текст. Подписи – автографы В.М. Молотова, И.В. Сталина и Л.П. Берии.

В Ленинградской епархии к лету 1941 г. действовал 21 православный храм, а общее число духовенства не превышало 25 человек. По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня 1941 г. приходы начали сбор теплых вещей и денежных пожертвований на оборону города.

8 сентября Ленинград был окружен немецко-фашистскими войсками. В обкоме партии митрополиту Алексию предложили покинуть на самолете епархию, но он отказался, посчитав долгом христианина остаться рядом со своей паствой. В оставшиеся восемь действующих церковных зданий приходило много народу, – все, кто имел силы прийти. Совершение богослужений пришлось приспособить к военным условиям: они начинались в восемь часов утра, а вечером – в четыре часа, чтобы молящиеся успели до комендантского часа вернуться домой.

Пока еще были силы митрополит Алексий, зачастую пешком, не обращая внимания на артобстрелы, посещал храмы, беседовал с духовенством и мирянами. Жил он в небольшой квартирке на хорах третьего этажа Николо-Богоявленского собора, который стал кафедральным. Он и его сестра Анна, не захотевшая покинуть брата, испытывали общие с блокадниками нарастающие нужды: отсутствие дров, пропитания, электричества; холод, болезни, необходимость спасаться от вражеских артобстрелов и авианалетов…

Церковная жизнь требовала исполнения своего распорядка и устава. Каждый день митрополит Алексий спускался с третьего этажа в зимний храм собора, где его уже ждали люди – закутанные в одеяла, обвязанные платками, грязные, опухшие с серыми лицами прихожане. Они приходили, чтобы услышать слово пастыря, совместно молиться с ним и утвердиться в мысли, что вера жива, а, значит, живы и они, и Церковь, и народ. Служба длилась недолго, ни пастырь, ни паства не в силах были вынести продолжительного богослужения.

В январе 1942 г. город стал вымирать, умирали священники, все больше блокадные храмы не досчитывались прихожан. Прихожане Богоявленского собора все чаще просили митрополита совершать заочные отпевания. Но нередко бывало и так, что чин отпевания приходилось совершать над телами, что плотными рядами лежали на полу по всему храму: кто в гробах, кто завернутый в простыни, кто даже в узких кухонных шкафах… Владыка в валенках, ватных армейских штанах, ватнике, с надетой поверх всего этого рясой и фелонью, с кадилом в руке обходил эти скорбные ряды, творя заупокойную службу. А за ним несли тазик с песком, которым владыка посыпал мертвые тела, символически предавая их земле.

Несмотря на голод, мороз, кромешную тьму, артобстрелы и бомбежки, народ в храмы приходил каждый день…

В разгар страшной голодной зимы 1941/1942 г. городские власти выдавали общинам по государственным расценкам муку, красное вино для причастия, воск; для церковных служащих и духовенства выделили продуктовые карточки. Дали разрешение на проведение в храмах пасхальных служб, перенеся их на шесть утра, чтобы избежать больших жертв в случае авианалетов. И именно в этот день фашисты устроили особенно яростный налет на Ленинград. Прицельно бомбили, расстреливали на бреющем полете. Делали все, чтобы нанести урон городу, храмам, людям. В итоге полностью разрушены были шесть храмов, повреждены шестьдесят шесть, наибольший ущерб причинен Морскому собору в Кронштадте.

А в это время в Москве в начале марта 1942 г. нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия в докладной записке на имя И.В. Сталина предложил «подготовить в ближайшее время и издать силами работников Московской патриархии книгу-альбом с материалами, изобличающими немцев в варварском отношении к Православной церкви и духовенству». Политбюро поддержало это предложение.

Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) И.В. Сталину о патриотической деятельности духовенства и верующих Ленинградской епархии. 12 января 1943 г.
РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 223. Л. 8–9. Подлинник.

Уже к лету книга «Правда о религии в России» была выпущена большим тиражом на нескольких иностранных языках. В нее вошла и проповедь митрополита Алексия, произнесенная им в Москве, в кафедральном Богоявленском соборе 10 августа 1941 г. Эта проповедь относится к лучшим образцам православного слова о Родине и патриотизме:

«Патриотизм русского народа ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа, он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к своей родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом “родина” не поставлено слово “мать”, как у нас. Мы говорим не просто родина, но мать-родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов! Русский человек бесконечно привязан к своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать».

С начала 1943 г. во всех православных храмах начинался сбор средств на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского. Не остался в стороне и Ленинград. В январе и в мае 1943 г. митрополит Алексий в телеграммах И.В. Сталину сообщает об участии блокадного Ленинграда в этом патриотическом деянии и получает ответные телеграммы с благодарностью.

Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) И.В. Сталину о патриотической деятельности духовенства и верующих Ленинградской епархии. 15 мая 1943 г.
Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) И.В. Сталину о патриотической деятельности духовенства и верующих Ленинградской епархии. 15 мая 1943 г.
РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 223. Л. 11. Подлинник на бланке.
Телеграмма И.В. Сталина митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) с благодарностью за сбор денежных средств.
[Позднее 15 мая 1943 г.].
РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 223. Л. 10. Копия.

Митрополит Алексий заботился не только о верующих осажденного города и примыкающей к нему территории, но и о той части Ленинградской епархии, что все еще оставалась под немецкой оккупацией. В пасхальном обращении к пастырям и пастве, находящимся на этой территории, он призывал к борьбе с оккупантами и содействию партизанскому движению.

Частичное снятие блокады в январе 1943 г. позволило митрополиту Алексию выехать в Москву, где 4 сентября он участвовал во встрече митрополитов Русской православной церкви с И.В. Сталиным, кардинально изменившей отношения между государством и церковью в СССР. А затем, 8 сентября – в историческом Архиерейском соборе, избравшим митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси.

По возвращению в Ленинград митрополит Алексий ходатайствовал о награждении духовенства и активистов-мирян государственной наградой – медалью «За оборону Ленинграда». 11 октября 1943 г. эта награда была вручена 12 священнослужителям. Награжден был этой медалью и митрополит Алексий. Тогда же представителей ленинградского духовенства стали привлекать к участию в общегородской общественной работе: в деятельности городской и областной комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

В Рождественском послании к пастве Новгородской и Псковской областей, все еще находящейся на оккупированной территории, митрополит ободряет верующих и предрекает скорое им освобождение. И действительно, январь 1944 г. стал временем окончательного снятия вражеской блокады. Во всех храмах по благословению митрополита 27 января 1944 г. были совершены благодарственные молебны.

В пасхальный праздник 1944 г. митрополит Алексий мог уже обратиться ко всей своей освобожденной епархии с призывом ко всем и каждому верующему явить себя «при свете радости освобождения достойными и верными сынами своего народа».

Митрополит Алексий (Симанский) оставался на Ленинградской кафедре еще менее года, максимально содействуя возрождению здесь церковной жизни. После смерти патриарха Сергия (Страгородского) в мае 1944 г. ему суждено было стать патриаршим местоблюстителем, а в феврале 1945 г. на Поместном соборе Русской православной церкви быть избранным патриархом Московским и всея Руси.

Текст: М.И. Одинцов, д.и.н.,
А.С. Кочетова, к.и.н.,
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Росархив

Обложка книги «Правда о религии в России». 1942 г.
Архив автора
Обложка книги «Правда о религии в России». 1942 г.
Архив автора
Рождественское послание митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) к пастве, находящейся на временно оккупированных территориях Новгородской и Псковской областей. 7 января 1944 г.
Рождественское послание митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) к пастве, находящейся на временно оккупированных территориях Новгородской и Псковской областей. 7 января 1944 г.

Рождественское послание митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) к пастве, находящейся на временно оккупированных территориях Новгородской и Псковской областей. 7 января 1944 г.
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 22–22об.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Документальная история
Добавить комментарий